simply_masha (simply_masha) wrote,
simply_masha
simply_masha

Category:

"Основы художественной грамоты", Ю.Я.Герчук



Книга небольшая, с качественными иллюстрациями.
Ее рекомендовали на лекциях по стилю.

У меня шла сложно - читаешь словно словарь с картинками. Важные детали\инструменты перечислены, примедено по 1-2 примера.
Пожалуй, мне не хватило примеров... и вообще объема. Было ощущение, что читаю чужой конспект лекций - и вот я на этих лекциях бы записала раза в 4 больше.

Чтение книги дает смутное представление о том, что помимо сюжета на картине еще много всяких вещей, о которых думал автор.
Вместе с тем, если эту книгу дополнить самостоятельно задачником, испробовав форматы, жанры, техники - это могло бы стать одним из лучших курсов по всему визуальному искусству хоть для художника, хоть для дизайнера или стилиста.
Хоть самой делать воркшоп вроде того что в прошлом году летом...

***

Мой конспект, выписки того что показалось важным и полезным для работы.

Исчерпывается ли смысл искусства тем, что поддается перессказу?
...элементарное, поверхностно-натуралистичное восприятие изобразительного искусства - с точки зрения зрительного правдоподобия и сюжетно-повествовательное прочтение образов.


В фас - ...важное для искусства положение прямого общения. Оно позволяет увидеть в персонаже собеседника. Положение в фас создает впечатление неподвижности, строгого покоя.
В профиль или сбоку - положение, удобное для передачи движения. Эта же позиция позволяет общаться между собой двум героям, разговаривать или сражаться.

В ранней перспективной живописи воздух был всегда еще прозрачен и ясен, дневной свет чист и ровен.
Жадное любопытство к любым частностям сменяется потребностью в единстве. Художник экономит подробности, концентрирует внимание на главном. В этом ему помогает свет, оставляющий что-то второстепенное в тени. Сам воздух стал менее прозрачен - это уже не пустота, а тонкая, обволакивающая все изображение атмосфера.
...поиски напряженных светотеневых контрастов, острых эффектов освещения...

При нормальной точке зрения - положение глаза зрителя на уровне середины холста. Эта позиция наиболее простая и спокойная, создает ощущение, что мы стоим на том же полу, сидим за тем же столом.
Высокая точка зрения (горизонт у верхнего края картины) - это вид с горы в долину. Земля разворачивается в глубину, и люди, и девевья, и строения видны на ее фоне. Такая позиция удобна для передачи простора, далевого пейзажа, поля битвы.
При низкой точке зрения горизонт у нижнего края картины, фигуры возвышаются над нами, кажутся грандиозными.

При всяком синтезе (текст и иллюстрация, архитектура и роспись) учавствующие в нем искусства вынуждены отказаться от строгой чистоты своих выразительных средств, уступить друг другу долю нашего внимания.

Большой формат настраивает на впечатления грандиозные. Маленький подходит для сюжетов скромных и интимных. Формат, вытянутый в длину, способствует повествованию, благоприятствует ощущению спокойствия. Вертикальный формат острее подчеркивает напряженный контраст верха и низа в картине.
Круглая рама создает ощущение покоя, уравновешенности и замкнутости. Овал построен сложнее, ритмы в его пространстве более изменчивые.

Повествовательность порождается нашей привычкой и потребностью воспринимать жизнь в движении и развитии (точно так же, как изобразительность вносится в литературу потребностью редставить себе мир наглядно и конкретно).

...не менее важно передать и общее впечатление о человеке, уловить его повадку, манеру поведения, жест. Еще глубже - сходство характера - властного или робкого, деятельного или задумчивого. Портретист может обратить наше внимание на место этого человека в обществе, передав его скромное достоинство или надменное величие.

Одна из важных характеристик портрета, определяющая его задачу и настроение - это то расстояние, на котором он держит зрителя. В портрете порадном, прославляющем и возвышающем, дистанция увеличивается. В портрете интимном, лирическом, сокращается до предела. Герой не только приближает нас на расстояние дружеской беседы, но и приоткрывает нам мир своих чувств и переживаний.
Возрождение - строгий покой, дистанция. Романтизм, импрессионизм - порыв, подвижность.

Горы и леса на холсте - не просто отражение видимого. Художник выясняет собственные отношения со стихией природы. Он ищет в ней вечный идеал возвышенной красоты.

"Мертвая" натура ... отражает наши умения и вкусы, образ жизни, представления о целесообразности и удобстве, о богатстве и красоте.
Предельно близкое общение зрителя с изображенной на холсте вещью позволяет нам переживать не только зрительные, но и отчасти осязательные и вкусовые ощущения.

Право на вымысел отличает искусство от деловой, практической информации - от научного труда, газеты, обыденного бытового разговора.
Правда искусства - это реальность, пережитая человеком, прошедшая его отбор и оценку.
Задача искусства - возбудить личное отношение зрителя к себе и своему предмету. Произведение искусства создается не предметом самим по себе и даже не тем, что он нам представлен наглядно, а тем, как этот предмет передан, как выражен в самом изображении его художественный смысл.

Выбор инструмента и материала определяет впечатление, влияет на смысл работы.

Иносказания распространены в изобразительном искусстве различных народов. Благодаря им искусство становится доступно зримое представление отвлеченных идей и понятий.

Композиция делает художественное произведение осмысленным и законченным целым, а не случайным фрагментом реальности, отразившемся в мертвом материале.
Внешняя граница композиции - линия выразительная и важная. Пересекая рамой существенную часть изображения, обрезая фигуру - художник демонстрирует открытую композицию, заставляя нас мысленно продолжить ее вовне. А если он собирает своих героев в стройную, зеликом вмещающуюся в пределах холста группу, да еще обращает движение и взгляды крайних фигур к центру, он этим свою композицию замывает.

Ритм - система повторов, регулярное чередование похожих элементов. Повтор связывает подобные фигуры, ведет взгляд от одной к другой подобной, дает ощущение и направления, и скорости этого движения.

Массивные квадраты и круги дают твердую устойчивость, вытянутые прямоугольники и узкие полосы, направленные вкось (неустойчивые), кажутся подвижными.

Tags: рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

  • "The devil wears Prada", Lauren Weisberger

    Главное о сюжете - "No editorial work", фильм лучше. Из хорошего - там много Нью-Йорка, узнаваемого города, который я видела своими…

  • "Марклейские колдуны", Редьярд Киплинг - Боярышник май 2019

    В позапрошлую пятницу (думаю, что как раз около 10 мая) зацвел боярышник - и за несколько дней из весны у нас стало лето. Листья стали большие…

  • "Убыр", Наиль Измайлов

    Здесь мальчик борется с фолклорными вампирами (которые не блестят, а страшные). Сюжет про взросление, а история вокруг города и деревни, легковесной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments