?

Log in

No account? Create an account

Записки про Свитер

Я просто запишу все что сейчас придет в голову
- а потом допишу
- и изобрету алгоритм "как выбрать себе свитер".
Когда-нибудь.

***

Тут соберу истории.
О том, что трикотаж
- это способ посадки по фигуре, который изобрели до эластана (шотландские вязаные носки!).
- и про Эльзу Скъяпарелли и свитер с бантом - насколько я понимаю, свитер был точкой начала ее головокружительной карьеры, а она для свитера стала проводником в "это можно носить не только в деревне, и еще он бывает ошизенно модный". И про Коко Шанель и полоску - интересно, а как относились к трикотажному верху до 30-х и свитера с бантиком? (фото 1927 и 1926 года, если верить подписям в Пинтересте).



- про то, что свитера с узором продавались в 50-х в магазинах классической мужской одежды (где пиджаки и рубашки) в разделе "спорт". Т.е. свитер-джемпер - это спортивная одежда для лыж. Из всей что есть - самая не стесняющая движений, возможно самая гигроскопичная (и которую не жалко?) Пока не появились пуховики. Скачать и прицепить к тексту картинки с выставки от Brooks Brothers.
- И про твин-сет (есть в американской книге про вещи-иконы, я несколько раз отмечала их в американских фильмах. Не видела в инстаграмах-статьях). В ретро-стилях видела кардиганы с пуговичками и ремешками - стиль 30х, и 40х, и 50х  - страшно милый, редко кому из современных девушек идет.



- И современные истории зафиксировать - про свитера Oversize (я их много видела в инстаграмах и статьях, но мало на живых людях) - и во время учебы стилю их еще не было и мы не успели их обсудить. Интересно, они все еще популярны, или уже все?
- И современная история - про Brunello Cucinelli - вещи стали появляться в журналах и пинтересте, и уже с кем ни заговоришь - мне говорят что про него знают. Красивые образы, разнообразие и верность стилю - по-моему, свитера это то, что можно назвать ключевой деталью его стиля.

***

Составить блок-схему о том, какие свитера бывают.
Чтобы перебрав логически много, и испробовав на себе несколько, можно было бы определиться, какой к лицу - а про какие типы сразу забыть и не тратить на них время.

Свитера бывают с рисунком и без. Рисунок можно сделать вязанием из цветных ниток - и из однотонных.

Можно вязать нитками разных цветов:
- Жаккарды (ритмичные рисунки цветной ниткой),
- Вывязанный цветной ниткой большой узор (не повторяющийся ритмично, не геометрия, обычно Крупный),
- Узор нитками разных цветов - геометрический,



а можно вязать все время одной ниткой:
- Ажурный (рисунок создается дырочками),
- Косы (Kable Knit),



Это для того, чтобы иметь полный спектр перед глазами - не закрывая себя в рамки свитер=бежевый оверсайз крупной вязки. И условно можно будет сказать - "внешность этого стиля - украшает конкретный тип свитера". Должно быть удобно.

Еще свитера можно разделить на мешковатые - свободные - и "по фигуре". (Создают разную форму).
Насколько я видела, для мешковатых берут "грубую вязку" - т.е. нитка толстая, подчеркнула иллюзия hand-made.
Свободные свитера бывают связаны вручную (на бирочках свитеров от RL бывает подписано handknitted).
"По фигуре" обычно берется явно машинная вязка (тонкая, ровная).



И по типам горловины - водолазка, круглый и V-образный, редкие "лодочка" и "ассиметричная" - это для идей по коррекции фигуры, хотя и для стиля важно тоже.

И да - бывают Пуловер (снимать нужно через голову) и Кардиган.
И еще рядом с ними - бывают вязаные платья, жилеты (и иногда еще укороченные свитера, и иногда свитер с укороченным рукавом).





Еще бывают дизайнерские вещи (не "дорого офигеть а за что?", а в хорошем смысле). Такие свитера необычны. Они ярко горят идеей (в них идея виднее ниток).
Они идут, украшают, выражают суть - редко кому, но кому да - таки да.
Чтобы носить такие вещи обычно нужна большая смелость (особенно если они - в стиль, к лицу) - слишком откровенны.

Рик Оуэнс, Рей Кавакубо, Антонио Маррас:



***

Если вспоминать основы составления капсульного гардероба, то:

Свитер (обычно берут V-neck, т.к. составляют условный пример рабочей капсулы) хорош тем, что он может носиться как:
- 2ой слой верха (вместа пиджака), на рубашку-блузку,
- сам по себе, как единственный видимый верх (на бельевую маечку, например).

Кардиганы так не умеют. Они - только верхний слой, альтернатива пиджака.
Оверсайзы так не умеют. Они - только один верх, сверху на него уже только пальто или куртку надевать.

Идея капсулы - в том, чтобы из минимального количества вещей создать максимальное количество сочетаний.
Логика говорит, что самый многофункциональный свитер получится из того, который не оверсайз и не по фигуре - а который условно свободный. Под него можно будет что-то надеть - и на него сверху тоже можно будет что-то надеть.

Пока эти рассуждения заводят меня в тупик %)
Возможно продолжу их потом.

***

Сдается мне, первым пунктом в блок-схеме я бы поставила "померить свитер из Юникло своего цветотипа".
Тонкий, минималистичный, разные цвета и несколько вариантов выреза - эстетика из классики американского мужского костюма, спасенная японским понятием о красоте (классная вещь, зашибенная вообще если задуматься о том, как она появилась и через что прошла).



Если свитер из Юникло  делает образ унылым.
(или иным, что может сделать с внешностью запихивание ее в классику-наив, если эстетика не родная).
Бывает так, что минимализм человека не красит. Как бы ни хотелось на нем остановиться и выдохнуть.
Я отмечала, как плоский свитер тяжелит черты, подсвечивает отсутствие четкости, геометричности, динамичности, классики. Делает "уныло" и "пусто" вместо "simply chic".
Коварная вещь может расцветать, если наматывать на нее шарф и вешать серьги - но с шарфом и серьгами в стиль расцветает любая одежда, для этого нет смысла отдельно покупать свитер.
Коварная вещь может расцветать, если цветная - бордовый свитер и бирюзовый воспринимаются более наполненными смыслом. Но шарф и серьги лучше все равно приложить.
Возможно, в этом и есть идея "базы", которую делают "аксессуары".
Но угнетает осознание, что под шарфом свитер, который не идет сам по себе.



А потом я бы примеряла минималистичный oversize.
Если свитер создает впечателние текучего, плавного, спокойного, сдержанного... (логика говорит, что он будет к лицу, если стиль классика (классика-натуральный), а лицо построено на плавных линиях).
Еще свитер oversize может быть мягкий-объемный-пушистый как облако - и насколько я понимаю, он будет к лицу, если его красота строиться на округлостях и мягкостях - либо наоборот (о контраст) - если лицо красиво своей геометричностью (хм, либо можно дотянуть лицо четким классическим макияжем до мягкого свитера).
Если в лице есть округлости, но не это красиво, не это главное, не это мы подчеркиваем - то тоже мимо.

Сказав "до свидания" минимализму,
я бы подумала, насколько лицо украшает цвет. И многоцветие.
И рассмотрела бы жаккард.
Контрастный цветотип - контрастный рисунок.
Не-контрастный цветотип - цвет ниток максимально приближены друг к другу.

Допишу потом, когда появится время и настроение.

Comments

Здорово, что продолжаешь сюда постить - у тебя даже недописанное очень интересным и структурированным получается.

С удовольствием читаю и вспоминаю, как свитера подбирала - по цветотипу, по фасону, чтоб узор не большой и не пестрил слишком (нужный размер элемента ожидаемо менялся вместе с размером меня и возрастом:) Между чтоб было не скучным, и чтоб не переросло в эпатаж - пространство довольно ограничено получается. А ведь к хорошему внешнему виду добавляются еще пожелания к ткани, по толщине (те же свитера в Юникло хороши, но трикотаж там тонкий, он более требователен к фигуре) и качеству, где тоже хочется попасть в баланс между "хорошо на ощупь" и "чтобы все-таки не так быстро закатывалось".

И часто определяющей в выборе становится какая-то изюминка, которая крайне редко ожидается заранее. Просто смотришь и видишь - оно или не оно. Оранжевая нить, добавляющая динамики в темно-синий, но при этом не делая вещь полосато-клоунской. Кружевные рукава в белом и совсем чуть-чуть выступающие над основной тканью белые же розы в другом белом. Объемный, но неглубокий узор на полосках в коричневом. Воротник-хомут и сужающиеся на последнюю четверть рукава в сиренево-фиолетовом. Ядреная аппликация со стразами в desigual - который в массе своей для меня too much - но основной черный цвет так ее уравновешивает, что это смотрится _интересно_.

Это все не про капсульный гардероб, конечно. Были попытки в него зайти, но сложно, глядя на вещь и себя в ней - додумать - что и где к ней подойдет или что добавить в комплект, чтобы он заиграл. Иногда выручают подвески - шарфов и сережек не ношу - но гораздо чаще вместо представителя скучной базы в шкаф попадает очередная "вещь в себе". Но кмк, это с шансами будет меняться в другую сторону в ближайшие несколько лет=)

Edited at 2019-01-06 01:50 pm (UTC)
Спасибо!

Красивые вещи бывают :) От них действительно сложно бывает отказаться ради "базовых".

Спасибо за коментарий - кажется в беседе у меня будет возможность сформулировать, зачем все-таки свитер выбирать, и при чем тут минимализм и капсулы.
Моя идея - в том, чтобы вещей было мало. Потому что шкаф маленький, и потому что все прекрасное носить не успеваешь, и просто потому что много вещей - они занимают голову, руки, деньги - висят любимым, но неликвидным имуществом.
В то же время идея капсульного гардероба - рабочая, идея минималистичного гардероба - хороша, но набор вещей, которые получаются по этой логике - не греют и не радуют, и часто куплены не "для себя", а "чтобы соответствовать" - а это значит, все время будет голод и поиск найти что-то еще.

Я за минималистичный гардероб - но внутри себя отказываюсь (хочу отказаться) от понятия о вещи как о "базовой". Потому что и белая рубашка, и бежевое пальто, и даже свитер из Юникло - они несут в себе такую бездну историй, они не чистая доска, они не свободны от стилевых элементов - они все равно говорящие. Они не пусты, их собственную историю можно "забить" аксессуарами - но я считаю, что это выход практичный, и для удобства, и чтобы не тратить на одежду времени - но не подходит, если в принципе рассматриваешь что вещи говорят за тебя и\или поддерживают, или так или иначе выражают тебя.

И я все время вспоминаю - и перевожу свое внимание с одежды - на сочетание одежда+лицо+повадка. Другая химия. Вещи прекрасны, но для меня было бы идеально, если бы подбор себе гардероба был одним из повседневных способов знать себя и осознавать себя.
Моя цель была бы в том, чтобы больше не искать, не хотеть прекрасных красивых вещей - потому что есть то, что нужно.
Мне кажется, что когда я получу и запишу алгоритм выбор того же свитера под черты лица - я получу инструмент легкого отказа - от всех что не подходят. И освободится время и энергия и место :)
У меня в гардеробе восемь свитеров, кардиган и несколько вязаных жилеток.
Если будет настроение, могу в скайп тебе напоказывать и нарассказывать ))

По написанному тобой. Как ни прискорбно, 90% удачного свитера - это шерсть / нить, из которого он связан. Кучинелли великолепен именно тем, что там кашемир высочайшего уровня. Ту же самую модель сделай из чего попроще, и вещь сгодится только в деревне картошку копать.
Кардиганы с пуговичками и ремешками 30-40-50х - это чаще всего твид или твид с мохером. Связанные аналоги из чего-нибудь с вискозой (подавляющее большинство современных предложений) смотреться вообще не будут. Как не будут нормально садиться по фигуре и прочая.

Масс-маркет - это львиная доля вискозы, синтетики, 50/50 шерсти с синтетикой...
Даже если модель в магазине хорошо сядет на человека, через несколько месяцев появятся катышки и прочая хрень. Или после стирки свитер поведет себя непредсказуемо.
Так что если есть альтернативы, лучше найти человека, умеющего в спицы, и вязать из шерсти, покупаемой отдельно. Цена вопроса будет дороже, нежели Юникло, но качество будет на уровне хороших брендов.

Для понимания математики.
Мой последний твидовый жилет = приблизительно 800 граммов шерсти (твида) = приблизительно 4500р за шерсть и бутылка мартини маме приплюсовать за работу мастера.
Юникло сильно бюджетнее. Но в сравнении с Кучинелли или Пиана - экономия раз в пять.


Edited at 2019-01-07 05:50 pm (UTC)
Привет!
Страшно давно не слышала тебя в скайпе :) Буду рада пересечься - и свитера и жилетки это прекрасная тема. Напишу в личку.

Для понимания математики открыла сайт Loro Piana. Я помню, что я вздрагивала когда мне на глаза попадалась реклама в интернете - вязаный кардиган за $13.000, по цене подержанной машины (при том, что дизайнерских находок взгдяд не отмечает).

Довольно любопытно кстати у меня проходит "водораздел" что сколько должно стоить. Внутри меня я легко соглашаюсь, что свитер из коллекции Рей Кавакубо с дырами может стоить и больше $100.000 - но когда этот свитер был на подиуме и он был первый-придуманный-с-дырами, а не последующие копии, если его можно выставить в музее. Этот свитер как бы несет на себе двойную ценность - нитки и работа отдельно стоят, и отдельно ценны идея, образ, высказывание мастера - это как бы уже не свитер, а произведение искусства.
А у классической формы свитера, такой где никаких "изобретений", который не заявляет себя произведением искусства - для меня - стоимостью обладают материал и работа - и имя бренда. И вот где-то по ощущению на $200 или 12.000р. для меня заканчивается допустимая стоимость материалов - и увеличение стоимости воспринимается не как улучшение качества, а "ну ты дебил, я за углом точно такой же галстук в 2 раза дороже нашел", и где-то на $400 или 25.000р стоимость работы (если мы говорим о промышленном, а не штучном товаре), и где-то на $200 наценка бренда за то что он молодец (зачеркнуто) за то, как уважаема его тщательно простраиваемая репутация.
Т.е., если задуматься - я внутри себя спокойно принимаю то, что хорошие классические свитера Burberry стоит по $400-600, а свитера с мишками от Ralph Lauren стоят $300 (а его же "кутюрные" свитера, которые предполагают долю необычного дизайна - уже $2.000 - 1.000 за подиум).
Посмотрела цены на сайте Brunello Cucinelli - за "простого" дизайна свитера 1.500-2.000 евро, за те которые его узнаваемого стиля - 3.000-4.000 евро.

Не знаю ) Забавно обдумывать, что я ощущаю что свитер от Brunello Cucinelli на самом деле так стоит, а от Loro Pianа - не-а, деньги тут не за свитер платятся :)

А как ты ощущаешь разницу между ценой и ценностью вещей?

Я согласна, что когда ты знаешь, как твой свитер должен выглядеть - то разумно покупать материал и искать мастера.
Но это обычно отдельное время - поиски, и пробы и ошибки, пока не "найдешь своего".
И пока не найдешь - есть возможность, что результат не понравится.
И как ни крути, подбор модели - материала - обсуждение - примерки - это куда сложнее и дольше, чем "пошел в магазин и сразу купил".
Еще я задумалась про синтетику в свитерах.

Синтетика добавляется в чистую шерсть, чтобы свитер был долговечнее. И возможно, благодаря синтетике можно из более низкокачественной шерсти (короткие волокна) сделать более тонкое вязаное полотно (как из более дорогих длинных волокон более дорогой шерсти).

Я помню, как в Амстердаме знакомая-стилист рассказывала про свою даму-клиента из Москвы.
Дама в Москве зимой одевалась "капустой", потому что холодно - много объемных слоев. А хотелось одеваться интересно и зимой тоже.
И вот стилист порекомендовала пересмотреть бирки вещей - и заменить синтетику на кашемир или мерино - потому что он греет и тонкий.
И клиент стала одеваться зимой красиво и перестала мерзнуть :)

У меня еще ощущение - что акриловые свитера не греют - но потому их и покупают - потому что в шерстяном слишком жарко.

Я стараюсь относиться к синтетике без предубеждения - но акриловый свитер (25% шерсти, остальное синтетика) из Юникло носить не смогла - в нем и мерзнешь и потеешь, страшный ужас. Это был свитер не из традиционной линейки, а "Ines de la Fressange".

По ощущению, свитер шерсть 25% \ хлопок 25% \вискоза 50% хорош.

Кстати, с шерстяными жилетками я пока не разобралась - это удобно? На теплую зиму? На холодную зиму? Город? Загород?
Поделись - удобно ли? Когда жилетка лучше, чем свитер?
Я обожаю именно жилетки. Они дают немного старомодную преподавательскую традиционность и гасят неубиваемого гота в стремных тряпках до уровня, на котором даже в Москве ты не выглядишь городским психом (перед тем, как ответить, просто представь, что я оехала читать лекции в рванине от Кавакубо, причем городским транспортом ))

Мой обычный набор - это рубашка / водолазка + вязаный жилет / свитер / пиджак + оверсайз-пальто без застежек + шарф какой-нибудь поверх или галстук с претензией. Когда мне холодно, пальто запахивается. В аудитории (там не угадаешь, будет промозгло от сквозняка или кондиционера или будет жарко) можно решить, остаемся в жилетке, или жилетку снимаем и остаемся в рубашке с пиджаком.
Преподавательский английский стиль вообще очень удобная штука для города с перепадами погоды и условий. На прогулки с собакой по лесам тоже хорошо. В ресторан и мероприятия - тоже вполне, жилетки воспринимаются гораздо более мягкими и менее официальными, чем пиджак.

Edited at 2019-01-12 08:59 pm (UTC)
Для меня главным свитере является высокий ворот. Потому что с моим вечно больным горлом это актуально даже летом, а уж зимой тем более. Остальное выбирается по настроению. Который год облизываюсь на свитера с оленями, но что-то или плохо ищу, или не везет, попадаются такие дорогие, что внутренняя жаба душит. А свитера оверсайз мне очень нравятся. Они уютные. Такое хюгге. С нами на японский одно время ходила девушка. У нее были такие ближневосточные черты лица, и она зимой носила как раз свитер оверсайз. И это смотрелось просто восхитительно. Такая явная южная внешность и большой теплый свитер.

Edited at 2019-01-09 08:29 am (UTC)
Мне нравятся свитера с оленями :)
И оверсайзы бывают уютны.

Я, пожалуй, думаю о том, как можно было бы найти такой идеальный свитер, который подходил бы мне к любому настроению. Да, наверное это цель.

Кстати, я видела как наматывают шарфы под свитер с круглым воротом. Или сверху - смотрится очень интересно. Создают высокий ворот для теплоты там, где у самого свитера его нет.

Вы учили японский? Ого же. Как прекрасно :)
А где, для себя или для дела, и какие у вас ощущения от языка и того как его учить?
Учу, никак не выучу )