?

Log in

No account? Create an account

"Убыр", Наиль Измайлов

Здесь мальчик борется с фолклорными вампирами (которые не блестят, а страшные). Сюжет про взросление, а история вокруг города и деревни, легковесной современности и глубоких корней. Категории добра и зла тут - чистое и не чистое.



Первая мрачнее, непонятнее и инаковее по форме - и тут же знакомо отзывается внутри - построена по "путешествию героя". Вторая глаже, весомее, причесанней по языку - распадается на детали.

Поймала свои жуть и жгучий интерес пока читала - вторые гармоники от мелодии в книгах.
Тут не только фентези с колоритом татарских сказок -
тут чужое мировоззрение (там где его не ожидаешь увидеть).

- Фоновая мусульманская этика вместо привычной христианской - та самая замена понятий добро/зло на чистое/нечистое (это то что я могу поймать явного). Чем тревожнее и безысходнее - тем грязнее вокруг (пятна, запах, засохшая корка, давно не мылся, испорченная еда), и это явный маркер. 

- Фоновый восточный менталитет вместо привычного западного (ну или восточнее чем привычно, маятник дальше от индивидуального, ближе к "мы") - клановость, уважение к старшим, ребенок как ценность. Не-немощные старшие, играющие роли в сюжете, семья большая с поддерживаемыми связями, финальный отказ от гордыни справиться в одиночку - справляются вместе.

- Фоновые кочевые истоки культуры - как в шутке про "здесь нет слова назад, мы разворачиваемся и сновва алга". Там, в этой истории - правда нет возможности сделать шаг назад, только вперед и насквозь - очень жесткая, структурированная этика и действия в соответствии с ней.

Герой, автор и весь мир тут правда думают и устоены немного по-другому.
Жутко. По-моему, главное достоинство, из-за чего стоит читать.

Comments